Развитие детской речи

Развитие речи у детей

Как известно, человек не родится говорящим. Он научается говорить, подражая речи окружающих. Если ребёнок слышит русскую речь, он и сам начинает говорить по-русски. Если он воспитывается среди китайцев, он усвоит китайский язык. Ребёнок одинаково подражает хорошему и плохому: чёткому, красивому произношению и неправильной, косноязычной, торопливой речи.

Развитие детской речи имеет исключительное значение от окружающих, в первую очередь от матери. При детях следует говорить чётко, неторопливо, ритмично. Надо всячески поощрять попытки детей по-настоящему разговаривать, использовать речь как средство общения. Именно потребность понимать друг друга и заставляет ребёнка тщательно отрабатывать своё произношение. Дети должны больше общаться между собой и чаще бывать в обществе взрослых, у которых они могут научиться правильной речи. Ясно, что от взрослых с плохой речью детей желательно держать подальше.
Всякое общение с маленьким ребёнком должно сопровождаться разговором. Не следует молча одевать и кормить малыша, укладывать его спать; необходимо пояснять эти действия, называть предметы, которыми пользуются, и так далее. С ребятами постарше также нужно чаще беседовать, толково отвечать на их вопросы, читать вслух, помогать им заучивать стихи. Это не только улучшает развитие детской речи, но и развивает самих детей, обогащает их запас слов, приучает грамматически правильно выражать свои мысли.
Не менее важное значение для нормального развития детской речи имеет здоровое состояние, полноценная деятельность всех органов, участвующих в произношении слов. Так, если ребёнок не слышит или плохо развивает звуки, он и произносить их не будет или исказит. Если челюсти спереди или с боков не смыкаются или одна из челюстей резко выступает вперёд, произношение иногда будет нечётким. При расщелинах нёба, аденоидных разращениях голос звучит гнусаво. Родители должны вовремя заметить тот или иной недостаток и сразу же обратиться к врачу.
Частые простуды, заболевания горла могут повести к потере чистоты звучания голоса; длительный насморк нередко ведёт к понижению слуха и т.д. Этого можно избегнуть, если сызмала закалять детей, приучать их следить за чистотой ушей, полости рта, носа.
Развитие детской речи проходит в определённой последовательности. Большую роль в формировании механизма произношения играет лепет, который появляется у ребёнка к концу первого полугодия жизни. Необходимо всемерно поощрять инстинктивное стремление ребёнка к лепету — «подбрасывать» ему для подражания чёткие звуковые сочетания, наиболее частые в русском языке. Если ребёнок долго не начинает лепетать или лепет преждевременно прекратился, надо срочно проверить слух младенца, так как это иногда является первым признаком ранней глухоты.
В два — три года ребёнок уже говорит, не всегда чётко, не всё может высказать, но с окружающими в основном общается с помощью членораздельной речи. Если к этому возрасту ребёнок не научился говорить, произносит всего несколько слов, особенно если он плохо понимает то, что ему говорят, — это сигнал о неблагополучии. Здесь нужна неотложная помощь врача-специалиста.
Необходимо иметь ввиду, что неполноценное развитие детской речи — задерживает умственное развитие ребёнка, вредно отражается на его характере и поведении.
В раннем детстве все косноязычат, то есть неправильно, нечётко произносят отдельные звуки. Постепенно произношение обрабатывается, становится правильным. Недостатки произношения бывают очень разнообразны. При разговоре с ребёнком надо учитывать особенности его произношения. Так, если малыш говорит нечётко, взрослым следует старательно отчеканивать звуки. Если ребёнок торопится, надо говорить с ним замедленно. Иногда замечается какая-то скованность речи, будто «язык с трудом ворочается во рту». В таких случаях родителям рекомендуется говорить несколько быстрее.
Некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Важно во-время обратить внимание на этот недостаток и в собственной речи следить за чёткостью произношения именно этих звуков.
Потрясения нервной системы неблагоприятно отражаются и на развитие детской речи. Поэтому исключительно большое значение имеет ровное, спокойное, доброжелательное отношение к ним окружающих. Необходимо ограждать ребёнка от всяких насмешек и передразниваний. Окрики, угрозы, наказания с целью заставить правильно говорить, отучить от дурной привычки проглатывать звуки дают обратные результаты: речь ухудшается, недостатки в ней закрепляются, ребёнок становится озлобленным, запуганным.
Несдержанность взрослых, частые ссоры в семье вредно отражаются на нервной системе детей и могут явиться причиной заикания. Заикание появляется обычно в возрасте двух с половиной — четырёх лет, когда только складываются и развиваются навыки речи. Отдельные, неярко выраженные признаки будущей тяжёлой болезни: небольшая запинка, повторения первых слогов, неуместный разрыв слов, нетерпеливый жест, лёгкое покраснение — могут на первых порах остаться незамеченными. В этом кроется опасность, поскольку заикание в отличие от косноязычия со временем приобретает всё более тяжёлый и сложный характер. Мимолётные заминки превращаются в тягучую задержку произношения, беглая гримаска, нетерпеливый жест часто повторяются, становятся уродливыми. Связанные с заиканием мучительные переживания, которые ещё более усиливаются из-за насмешек сверстников и неразумных окриков старших, порождают непреодолимое чувство страха перед необходимостью говорить.
Нередко причиной заикания бывает сильный испуг. Тогда оно сразу проявляется очень бурно и сочетается с расстройством всей нервной деятельности ребёнка. Если своевременно принять меры, такое состояние может пройти бесследно. Для этого рекомендуется немедленно уложить ребёнка в постель и постараться, чтобы он побольше молчал. Однако запрещать разговаривать нельзя, лучше отвлекать его играми, очень медленно, чуть напевно читать вслух, рассказывать. Свою речь ребёнок должен начинать в таком же ритме. Пока не пройдёт острый период (две — три недели), не следует допускать к больному детей. Позже желательно подобрать товарищей с хорошей речью, спокойных, добродушных, поскольку всякое возбуждение, раздражение может вновь вызвать сильное заикание. Чрезвычайно важно, чтобы заикающийся не сосредоточивал внимание на своём недостатке. Ребёнка обязательно надо держать под наблюдением врача и соблюдать рекомендованный им режим.
Правильным воспитанием можно предупредить расстройства речи, если они не являются результатом тяжёлых заболеваний мозга (менингита и тому подобных). В последнем случае требуется длительное и настойчивое лечение, которое нередко значительно улучшает речь и таких тяжелобольных.

Поделитесь

Добавить комментарий

Войти с помощью: