Заикание

Домашнее лечение заикания

Заикание (логоневроз) — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Все причины заикания условно можно разделить на две группы: предрасполагающие «почву» и производящие «толчки».

К предрасполагающим факторам относятся:

  1. Невропатическая отягощённость родителей;
  2. Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость); заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности;
  3. Наследственная отягощённость.
  4. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Производящие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.
Физиологические: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, родовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.

Психические и социальные причины:

  • кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребёнка; конфликтные переживания, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  • острая тяжёлая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения;
  • неправильное формирование речи: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
  • перегрузка детей речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
  • полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся;
  • переучивание леворукости;
  • неправильное отношение к ребёнку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика.

Заикание — первые признаки

  • Ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить.
  • Мальчик 5 лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.
  • Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и).
  • Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.
  • Затруднения перед началом речи.

Самый благоприятный возраст для лечения заикания — 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества).

Если ваш ребёнок заикается

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, так как в этом случае психической травмой для ребёнка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чём-то желаемом.

  • Не следует перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесённого заболевания.
  • Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
  • Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках.
  • Для заикающегося очень важны занятия музыкой и танцами, полезны дополнительные занятия по пению.

Домашнее лечение заикания

Методика лечения состоит из трёх этапов:

  1. Длительность 1 — 2 недели.
    А) Ребёнок должен повторять за родителем с хорошей дикцией такие фразы:
  • Я говорю хорошо!
  • Я говорю легко и свободно!
  • Я всегда буду говорить хорошо!
  • Я всегда буду говорить легко и свободно!
  • Я буду говорить хорошо назло всем мальчикам (для девочек), девочкам (для мальчиков).
    Б) Произносить слова с глухими согласными: повторять название цифр, слова Таня, туча, ёлочка.
    В) Проговаривать любые скороговорки, например: «Во дворе трава, на траве дрова».

Когда ребёнок научится произносить правильно эти слова, переходите ко второму этапу.

  1. Начинать его нужно только на убывающей луне. Называется этап «Чтение с листа». Длится он до трёх месяцев. Если ребёнок в школу не ходит, то переходите к третьему этапу.
    При чтении обращать внимание на те слова, которые ребёнок произносит с заиканием. Их нужно выписать на лист бумаги и повторять до тех пор, пока ребёнок не будет произносить их правильно. Обязательно родителям нужно подойти к учителю и попросить, чтобы его вызывали как можно чаще, но не к доске, а с места.

Пусть ваш ребёнок как можно чаще разговаривает по телефону, самостоятельно совершает небольшие покупки.
2 — 3 раза в день делать упражнение по Стрельниковой, которое носит название «насос». Ребёнок должен стать прямо, немного вытянув вперёд руки и сжав кулаки, присесть — вдох, подняться — выдох. Нужно стараться делать 50 — 60 движений в минуту.

Нужно массировать точки тех органов, которые участвуют в акте речи.

  1. Массажировать область солнечного сплетения.
  2. Положить ребёнку на центральную часть грудины одну руку, а вторую — на проекцию этой области в области позвоночника. Ребёнок вдыхает, а выдыхать вы ему помогаете, оказывая давление руками.
  3. В течение 1 — 1,5 минут массажировать гортань тёплым душем.
  4. Массажировать щёки, губы.
  5. Ребёнок становится перед зеркалом и пытается достать языком до носа.
  6. Третий этап длится 2 — 3 месяца и носит название ответ на вопросы.
    Только ответы должны быть не односложные, а полные. К примеру, если вы спрашиваете: «Как зовут твоего приятеля», ответ должен звучать так: «Моего приятеля зовут…».
Поделитесь

Добавить комментарий

Войти с помощью: